Во время месяца председательства России в Совете Безопасности ООН украинские вопросы отойдут на второй план, но это хорошо для Украины. Об этом рассказала эксперт-международник Анна Шелест.
По ее словам, это хорошо и для России, ведь неоднозначное отношение к проблемам Украины среди стран-членов Совбеза могло бы блокировать работу организации.
"Россия как президент определила план работы Совбеза ООН на месяц. Она определила для себя приоритеты, среди которых – продолжение миссий в Африке, обзор ситуации с ИГИЛ. Россия запланировала две министерские встречи: первая – это сотрудничество ООН и региональных организаций в процессе миротворчества, второе – это ситуация в Африке, ведь известно, что сейчас РФ хочет вернуться в Африку как игрок. Россия не ставит Украину среди приоритетов, но где-то для нас это и хорошо. Ведь Россия как председательствующая страна могла бы продвигать какие-то свои идеи относительно Украины, например того же языкового вопроса. Это хорошо и для России, ведь они понимают, что другие постоянные члены могут заблокировать обсуждение украинского вопроса, и работа может быть неэффективной", – считает Анна Шелест.
С позиции Украины главенствование России как страны-агрессора в организации, которая занимается вопросами безопасности, выглядит парадоксальным. Но исключение России из Совбеза ООН на данный момент невозможно. Об этом в комментарии сайту "Сегодня" рассказал эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля.
По его словам, Россию невозможно исключить из Совбеза ООН, так как, во-первых, довольно сложной и неоднозначной в глазах мирового сообщества выглядит ситуация с аннексией Крыма и войной на Донбассе. Эксперт уверен, что Россию могли бы признать страной-агрессором, если бы российские регулярные войска открыто, в понимании реальной войны, вторглись на территорию Донбасса и вели там военные действия против украинской армии.
"Что касается Крыма, то, да, мир осудил его аннексию, но ситуация гибридная: зашли какие-то неизвестные люди, сложно доказать, что была прямая военная интервенция. Кроме того, вопрос незаконного референдума. Это не позволяет международному сообществу быть четким в своих определениях. Аннексия – это акт агрессии, но она бывает разной. Если бы это было прямое вмешательство, заходили, воевали и было сопротивление со стороны нашей армии, то тогда было бы так, что Россия воюет против Украины. Но ситуация очень гибридная. Поэтому не могут назвать ее агрессором и исключить из Совбеза", – продолжает эксперт-международник.
Кроме того, есть еще вторая причина, по которой Россию не могут исключить из организации, а именно то, что Россия является базовым элементом этой системы, которую олицетворяет Совбез ООН.
"Есть архитектура мировой безопасности, она возникла в 1945 году. И Россия как наследница СССР является одной из главных конструктивных опор этой системы. Поэтому есть определенные сложности с тем, чтобы применять к ней какие-то санкции. Сейчас вопрос реформирования ООН все больше обсуждается. Мир изменился. Если будет реформа ООН, то можно будет говорить о каком-то изменении отношения к России. Но я не думаю, что реформа возможна, пока пять стран-учредителей, среди которых и Россия, имеют право вето", – дополняет Воля.