Верховная Рада закончила формировать органы борьбы с коррупцией в Украине. Собрав в минувший четверг сверхконституционное большинство (315 голосов), нардепы создали Антикоррупционный суд.
Как будет работать новый орган и какие риски для него остались сейчас.
Радость Джанни
Создание нового суда упоминается еще в коалиционном соглашении ВР 2014-го. Но активно ломать копья политики начали полгода назад, когда президент Петр Порошенко подал в парламент свой законопроект. В марте его приняли в первом чтении, за три месяца нардепы наработали почти две тысячи правок, провели десятки часов в переговорах с МВФ и Венецианской комиссией, а 7 июня одобрили документ во втором чтении. В субботу его подписал спикер ВР Андрей Парубий. Глава "венецианки" Джанни Букиккио поспешил со своей своей реакцией: "С большим удовольствием, я бы даже сказал, с большой радостью, я узнал о решении ВР принять этот закон. По сообщениям, он соответствует нашим рекомендациям".
На теплые слова еврочиновника отозвался Порошенко, назвав создание суда "общей историей", а глава САП Назар Холодницкий подчеркнул: "Наконец страна увидит приговоры, а не пиар-аресты".
В МВФ новость восприняли более сдержанно. По словам постпреда фонда в Украине Йоста Люнгмана, закон тщательно проверят на соответствие договоренностям.
Вето на троих
Главным требованием Запада было наличие права вето у совета международных экспертов при отборе судей. После длительных торгов в итоговую редакцию закона попало компромиссное решение: если с кандидатурой не согласны трое из шести "международников" — претендент вылетает из конкурса. Этот вердикт можно преодолеть только на общем заседании совета "международников" и Высшей квалификационной комиссии судей, куда входят 16 человек. Вето можно снять голосами 12 из 22 членов общего заседания, но трое из этой дюжины обязательно должны быть международными экспертами.
По словам одного из авторов законопроекта, экс-замминистра юстиции Грузии Георгия Вашадзе, хотя антикоррупционные суды и существуют в двух десятках государств (ближайшие к нам — в Болгарии и Хорватии), такого подхода еще не было нигде. Он также назвал примеры организаций, члены которых могут попасть в совет "международников": Европейская комиссия, GRECO (группа Совета Европы по борьбе с коррупцией), ОБСЕ и другие. Правда, в законе говорится, что международным экспертом может легко стать и гражданин Украины.
Кроме того, парламент заметно сузил подсудность нового органа. Если изначально предполагалось, что он будет расследовать дела не только Нацбюро антикоррупции, но и Государственного бюро расследований, и даже прокуратуры, то в итоговой редакции эту привилегию оставили только НАБУ. По словам президента, новый суд сможет начать свою работу после того, как наберется 35 судей (необходимый по закону минимум). При этом уже известна и верхняя граница их зарплат — 300 тыс. грн в месяц.
Риски
По мнению политолога Игоря Тышкевича, решений нового суда раньше лета 2019-го ждать не стоит: "Сейчас начинается самое интересное — долгая процедура отбора. Только месяц-два будут определятся члены совместной комиссии по отбору судей. И к концу января 2019-го, возможно, будут выбраны судьи. Дальше — выборы руководства суда, создание инфраструктуры (набор помощников, технических специалистов) и так далее".
Но член общественного совета добропорядочности Михаил Жернаков отмечает: в первую очередь нужен еще один закон от президента, который юридически создаст суд. В нем будет только одна строчка: "Создать Высший антикоррупционный суд в Киеве". "Кроме того, нам нужно усовершенствовать процедуру отбора в ВККС — действующая процедура непрозрачна и позволяет много манипуляций. Наконец, нужно внимательно мониторить процесс отбора международных экспертов", — добавляет он.
Эксперт по судебной реформе РПР Роман Куйбида говорит о другом риске: "Кассационной инстанцией для Антикоррупционного суда будет Верховный суд. И если у власти будет влияние на судей ВС, то они смогут отменять решения Антикоррупционного суда".
Европарламент обсудит "макрофин"
Уже в эту среду депутаты Европарламента собираются голосовать за предоставление Украине 1 млрд евро в рамках нового пакета макрофинансовой помощи. В повестке дня ЕП также отмечается, что накануне, 12 июня, депутаты предварительно обсудят этот вопрос. Однако, по словам политолога Владимира Фесенко, этот факт никак не связан с голосованием в четверг.
"В ЕС бюрократические процедуры такие, что там не происходит резких поворотов. Еврокомиссия приняла решение о предоставлении этого миллиарда еще в прошлом месяце. Комитет ЕП первый раз "макрофин" рассматривал вообще в апреле", — подчеркнул эксперт.
А вот на очередной транш от МВФ ($1 млрд), по его словам, позитивное голосование за Антикоррупционный суд повлиять может.
"По моим оценкам, создание Антикоррупционного суда — это примерно 60% от того, что нужно было сделать в вопросе сотрудничества с фондом. Следующее важное условие — цена на газ. Это примерно две трети. Насколько я знаю, переговоры идут и есть некое компромиссное предложение с украинской стороны", — резюмирует Фесенко.
-
09.09.20 10:20В Україні водіям моноколес та електросамокатів можуть заборонити їздити тротуарами
-
28.08.20 09:45У Кабміні анонсували підготовку п'яти євроінтеграційних реформ для української економіки
-
21.08.20 15:23Коронавірус, аліменти і гей-пропаганда. Верховна Рада готує на осінь нові закони
-
13.08.20 15:38Зеленський підписав закон щодо сільськогосподарської кооперації